Когда в начале 2020 года пандемия COVID-19 начала охватывать весь мир, многие правительства быстро мобилизовались для запуска приложений для отслеживания контрактов, чтобы отслеживать распространение вируса. Если бы достаточное количество людей скачало и использовало приложения, было бы намного проще идентифицировать людей, которые потенциально подверглись риску заражения. Теоретически приложения для отслеживания контактов могут сыграть решающую роль в сдерживании пандемии.

На самом деле внедрение приложений для отслеживания контрактов гражданами было в основном спорадическим и без энтузиазма. Трое исследователей из Австралии решили выяснить, почему приложения для отслеживания контрактов не получили более широкого распространения. Их результаты , опубликованные 23 декабря в IEEE Software , подчеркивают важность таких социальных факторов, как доверие и прозрачность.

Мунира Бано — старший преподаватель кафедры разработки программного обеспечения в Университете Дикина в Мельбурне. Бано и ее соавторы изучают человеческие аспекты внедрения технологий. «Исходя из социотехнических исследований, мы изначально были заинтригованы изучением приложений для отслеживания контактов, когда правительство Австралии запустило приложение CovidSafe в апреле 2020 года», — объясняет Бано. «Многие граждане Австралии явно сопротивлялись загрузке приложения, ссылаясь на опасения по поводу доверия и конфиденциальности».

Чтобы лучше понять степень удовлетворенности или неудовлетворенности пользователей приложений, исследователи проанализировали данные из магазинов приложений Apple и Google. Сначала они смотрели на средний звездный рейтинг, количество загрузок и проводили анализ отзывов о приложениях.

Однако то, что человек загружает приложение, не гарантирует, что он будет его использовать. Более того, команда Бано обнаружила, что оценки настроений, которые часто указывают на популярность, успех и принятие приложения, не были эффективным средством для определения успеха приложений для отслеживания контрактов COVID-19. «Мы начали углубляться в обзоры, чтобы анализировать мнения пользователей относительно конкретных требований к этим приложениям. Более или менее у всех приложений были проблемы, связанные с функциональностью Bluetooth, расходом заряда батареи, надежностью и полезностью во время пандемии». Например, у приложений, которые использовали Bluetooth для отслеживания, были проблемы, связанные с диапазоном, близостью, мощностью сигнала и подключением. Значительное количество пользователей также выразили разочарование по поводу разрядки батареи. Были предприняты некоторые усилия для решения этой проблемы; например, Сингапур запустил обновленную версию своего приложения TraceTogether, которое позволяет ему работать с Bluetooth в фоновом режиме с целью увеличения времени автономной работы.

Но технические проблемы были лишь одной из причин отсутствия принятия. Бано подчеркивает, что «основные проблемы, связанные с приложениями, носили социальный характер, [связанный] с доверием, прозрачностью, безопасностью и конфиденциальностью».

В частности, исследователи обнаружили, что сопротивление загрузке и использованию приложения было высоким в странах с моделью добровольного внедрения и низким индексом доверия к их правительствам, таких как Австралия, Великобритания и Германия.  

«Мы наблюдали небольшое улучшение только в случае с Германией, потому что правительство прилагало искренние усилия для повышения доверия. Это было достигнуто за счет повышения прозрачности во время разработки «Corona-Warn-App», с самого начала сделав его открытым исходным кодом и задействовав ряд авторитетных организаций», — говорит Бано. «Однако, хотя официальные лица Германии называли свое приложение для отслеживания контактов «лучшим приложением» в мире, Германия изо всех сил пыталась избежать второй волны COVID-19 в то время, когда мы анализировали данные, в октябре 2020 года. ”

В некоторых случаях, даже когда правительства и разработчики приложений принимали меры по повышению доверия и решению проблем конфиденциальности, люди не решались принимать приложения. Например, канадское приложение для отслеживания контрактов под названием COVID Alert имеет открытый исходный код, не требует от пользователей идентифицирующей информации, а все данные удаляются через 14 дней. Тем не менее, опрос канадцев показал, что две трети из них не будут загружать какое-либо приложение для отслеживания контактов, потому что оно все еще «слишком агрессивно». (Опрос касался приложений для отслеживания в целом и не касался только приложения COVID Alert).

Бано планирует продолжить изучение того, как политика и культура влияют на принятие этих приложений в разных странах мира. Она и ее коллеги заинтересованы в изучении того, как сделать приложения для отслеживания контактов более инклюзивными для различных групп пользователей в мультикультурных странах.